(044) 279-3443

  • Рус

Мы в социальных сетях:  

     

 

 

 

 

 

 

Главная Статьи

Новый год - порядки новые

← Назад

Особое к себе внимание в силу своей обязательности привлекает регистрация имущественных прав на землю как неотъемлемая часть процесса возникновения права собственности. Регистрация земли требует четкого определения такой процедуры. 

Обновленная процедура регистрации земельных участков описана в Законе Украины «О Государственном земельном кадастре», который вступил в силу 1 января 2012 года. 
 
Кроме этого, в действие вступают некоторые положения Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений» и другие законодательные акты Украины, определяющие необходимость регистрация прав на недвижимое имущество.
 
Согласно ст. 24 Закона «О государственном земельном кадастре» осуществляется обязательная регистрация земельного участка. Принцип регистрации земли довольно таки прост - участок необходимо зарегистрировать в Государственном земельном кадастре, где ему присвоят кадастровый номер, и после этого получить Государственный акт (далее «Госакт»). 
 
Упрощенность процедуры регистрации имущественных прав на земельный участок заключается в том, что теперь действует принцип единого окна, т.е. теперь для получения кадастрового номера, Госакта или перерегистрации участка Вам не придется носить документы в разные инстанции. Землевладельцу необходимо будет обратиться к государственному кадастровому регистратору, которого можно найти в территориальном отделении Государственного земельного агентства по месту расположения участка. Именно он отвечает за прием и выдачу документов.  
 
Следует написать заявление о необходимости получения кадастрового номера, к которому прилагается:
  • копия документов, удостоверяющего личность, которой передается в собственность земельный участок, а если заявление подает уполномоченное лицо, то еще и копию документа, подтверждающего его полномочия;
  • копию идентификационного кода;
  • решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о передаче земельного участка в собственность;
  • техническую документацию по землеустройству с отметкой об определении кадастрового номера;
  • копии квитанций о плате за внесение данных в поземельную книгу, за проведение государственной регистрации участка и Госакта.
 
Государственная регистрация земельного участка осуществляется в течение 14 календарных дней с даты подачи документов. В это время с документами работают без участия заявителя. Удобство заключается в том, что Вашему заявлению присваивают учетный номер и именно этот учетный номер будет и кодом доступа к базе документов на Кадастровом портале, где можно будет посмотреть, как продвигается очередь и у кого в данный момент находятся ваши документы.
 
Следует знать о том, в районном отделе земельных ресурсов регистратор проводит первичную проверку документов. И принимает решение - принимать документы на государственную регистрацию, или нет. В государственной же регистрации земельного участка может быть отказано, если:
  • подавшее заявление лицо не может быть заявителем;
  • земельный участок расположен на территории другой административно- территориальной единицы;
  • документы поданы не в полном объеме или не в той форме;
  • если на титульном листе документации по землеустройству отсутствует отметка о кадастровом номере земельного участка (даты его определения и внесения сведений о земельном участке в автоматизированную систему). 
В случае отказа в государственной регистрации земельного участка, территориальный орган Госземагентства течение 3-х рабочих дней готовит заключение об отказе и возвращает представленные документы для доработки по акту приема-передачи. Районный отдел Госземагентства в течении 3-х рабочих дней должен будет проверить соответствие представленных документов данным, которые уже есть в АС ГЗК об участке с указанным кадастровым номером; отсканировать их и передать средствами электронной связи (по Интернету) в областной филиал Центра Государственного земельного кадастра - как администратору автоматизированной системы. После проверки, документы  вернут в районный отдел Госземагентства, который сделает записи в Поземельной книге. Соответственно будет напечатан бланк государственного акта на право собственности. В этот бланк и записи в нем вносятся в Книгу записей о выдаче государственных актов.
 
Государственный акт на право собственности на земельный участок передается собственнику. С этим государственным актом землевладелец должен будет обратиться в территориальный орган Минюста по регистрации права собственности. И как результат - получить свидетельство на право собственности на земельный участок.
 
Итак, действительно, с внесением в законодательство о земле образовался упрощенный механизм регистрации прав собственности на земельный участок.
 
Хотелось бы верить, что все нововведения закона будут воплощены в жизнь. Ведь на сегодня в отношении практики уместно будет признать, что новый порядок регистрации права собственности на землю должным образом  не выполняется. Государственные органы земельных ресурсов ссылаются на отсутствие методических рекомендаций, однако это не является основанием для невыполнения новых предписаний закона. Но следует заметить, что при четком соблюдении требований законодательства и надлежащем юридическом оформлении процедуры переоформления прав собственности на землю, риск отказа в регистрации или ее затягивание существенно уменьшается.